Эта статья основана на американской публикации с сайта quiltbug.com. Я так же дополнила ее интересными пояснениями и комментариями. Так сложилось, что у нас мало кто знает о специальных квилтинговых тканях и совсем мало кто ими пользуется, а я как раз про них и расскажу 

Иностранные источники рекомендуют использовать специальные "квилтинговые" ткани - то есть те, которые изготовлены для квилтинга/пэчворка. Но почему именно их? Давайте разберемся, еть ли разница.
Качество любой хлопковой ткани определяется количеством переплетений нитей полотна на сантиметр (у американских производителей - на дюйм, но здесь я все сведу к привычным нам сантиметрам) - представьте, что каждое пересечение нитей в ткани образует мааааленькую клеточку - так вот, таких клеточек в обычных тканях 24 на каждый сантиметр (легко пересчитать
), такие ткани могут быть слишком тонкими или слишком жесткими, быстро выцветают, дают большую усадку при стирке. А еще из-за больших просветов между нитями из изделия может вылезать наполнитель при стежке, например, вслед за нитью.
Ткани же, которые производятся специальными фирмами и называются "квилтинговыми", имеют более частое переплетение - от 28 до 80 переплетений-клеточек на сантиметр пототна. Кроме того, они ткутся из тонковолокнистого хлопка. Поэтому они такие мягкие на ощупь, не линяют от стирок, не выцветают и прослужат вам оооочень долго!

На увеличенном снимке хорошо заметно, насколько более редкое переплетение нитей и светлой ткани.
Фабрики сначала печатают новый рисунок (его называют "дизайн") на обычной, более дешевой ткани, чтобы проверить, правильно ли будут отображаться на ткани цвета. Посмотрите на кромку квилтинговой ткани - на ней есть симпатичные цветные точки. Так вот - они сделаны не для того, чтобы нам было удобнее подобрать ткани по цветам (хотя и для этого тоже подходят
), а для производителя ткани - для него это камертон настройки печатного оборудования - образец на ткани должен точно совпадать с задуманным.

Вот они, эти цветные точки, на этой ткани они в виде бабочек :)
Правильно напечатать рисунок на ткани очень сложно! Дизайнеры тканей работают над коллекцией целый год, превращая свои идеи в конкретные рисунки. Эти рисунки не только поразительно красивые и яркие, но и призваны максимально облегчить нам работу - из них очень удобно вырезать кусочки для пэчворка, элементы для аппликации и так же удобно простегивать по рисунку. Когда дизайны готовы, они отправляются на фабрику в... Японтю или Китай
. Там делаются пробные экземпляры, которые потом присылают обратно производителю на утверждение или поправку. Да, большинство фирм-производителей находится в Америке, а фабрики - в Китае и Японии. Собственно в Америке фабрика только у одного производителя - Classic Cottons.
Что же тогда мы называем американским хлопком, если он весь все равно из Китая? Американскими тканями для квилтинга называют те ткани, фирма которых находится в Америке. Эта фирма привлекает дизайнеров, тщательно отбирает ткань-сырье и контролирует качество. Именно это и отличает американские ткани - высокое качество и превосходный дизайн. Кстати сказать, японские квилтинговые ткани тоже очень достойные, так же, как и европейские - просто американских на рынке гораздо больше и выбор среди них лучше.
А еще квилтинговые ткани проходят финальную обработку, на них закрепляют краску, делают мягкими и удобными. Недорогие квилтинговые ткани такую обработку не проходят. Как результат - они легко морщатся, линяют и выцветают на солнце.

На фото сверху корейская ткань, снизу американская. Обе "для пэчворка", но корейская не проходила специальную обработку - она сильно мнется, слишком тонкая на ощупь, да и цвет слишком простой - фабрика использовала дешевую краску. У американской ткани цвет более сложный, составной, есть едва заметные переходы цвета от более светлого оттенка к более темному (это уже особенность ддизайна), нити ткани ровные и красиво поблескивают.
А теперь небольшой эксперимент. У меня есть лоскутное покрывало, сшитое 8 лет назад и детский сарафан, сшитый 7 лет назад. Покрывало шили из тканей "из магазина", для сарафана ткань заказывали в Америке:

Заметно, что покрывало смотрится бледным, а ведь поначалу было очень ярким! И на ощупь разница у этих вещей значительная.

А вот тут совсем близко: эта нежно-розовая ткань была когда-то ярко-красной! в складке видно кусочек ткани, который выцвел не так сильно. И опять видно насколько разное переплетение нитей в этих тканях, какие насыщенные цвета у "квилтингового" хлопка, несмотря на носку и многочисленные стирки.
Итак, выбирая ткань для свей работы, берите только лучшую - не соблазняйтесь на "третий сорт" - вы будете вознаграждены приятным процессом и прекрасным результатом!




