Украшения - одна из универсалий, относящаяся к атрибутам личной культуры. Многие народы и сейчас могут обходиться без одежды, но нет ни одного из них, у которого не было бы украшений.
Украшениям буряты (как женщины, так и мужчины) придавали большое значение. Они служили не только для выполнения их прямого назначения - украшать, но и наделялись большим символическим смыслом - играли роль амулетов - оберегов, маркировали возраст и социальное положение индивида, утверждали переход личности из одного статуса в другой. В костюме они подчинялись формам и пропорциям человеческой фигуры, образуя единый комплекс, в котором каждая деталь обусловлена её местом в композиции. Бляхи и подвески украшений как мужских так и женских, тяготеют к замкнутым формам круга, полусферы как в общей композиции, так и в различных её фрагментах и деталях.
Кочевой образ жизни диктовал потребность в минимальном количестве небольших по размерам, многофункциональных, прочных предметов быта. Так как кочевники разводили скот, то численность его не могла быть бесконечной. Буряты обменивали его на хлеб, ткани, металлические изделия или же продавали за деньги в городах Иркутске, Верхнеудинске. На вырученные деньги заказывали, покупали украшения. Есть ценности проходящие, т.е. исчезающие, например, одежда, которая может порваться, выйти из моды и т.д. Украшения же относятся к ценностям вечным, т.е. чем оно древнее, старее, тем оно ценнее. Они компактны. Их можно было хранить в тайниках, укромных местах. Жизнь кочевников была полна непредвиденными ситуациями: скот мог пасть от болезни, бескормицы, его могли угнать недруги, жилище могло быть ограблено, уничтожено огнем. Но человек, имеющий украшения и хранивший их вне дома, всегда мог рассчитывать на свое состояние и выйти из критической ситуации, продав или обменяв их на предметы, необходимые ему.
Бурятские мастера - дарханы - пользовались огромным уважением сородичей; работа их, сопровождавшаяся выполнением многих обрядов, представлялась неким таинством; большинство секретов передавалось по наследству и только посвященным. Об этом красноречиво свидетельствуют сохранившиеся и дошедшие до наших дней мифы и предания, а также специальные «кузнечные гимны» в честь «небесных» покровителей ремесла.
В бурятском фольклоре им приписывается божественное происхождение и могущество их приравнивается к явлениям
вселенского масштаба:
«Мастер подобно белому небу... ты велик, как горы, как океан... подобно горам высоким, горнило с наковальней сделай! Подобно храмам высоким, горнило с наковальней сделай! Белый волосок серебряный до луны дотяни! Красный волосок до высоких гор дотяни!»
Известно множество способов обработки исходного материала для изготовления украшений: резьба и гравировка камня и металла, шлифование, полировка, огранка драгоценных камней. К традиционным способам художественной обработки металлов относятся филигрань, зернь, чеканка, насечка, литье, чернь. Бурятские ювелиры, используя опыт предыдущих поколений, владели всеми этими способами. Часто выполнение какого-то одного вида изделия требовало от мастера знания сразу нескольких технических приемов. Основным материалом, служившим для изготовления украшений, было серебро. Для людей малосостоятельных ювелиры использовали серебро самой низкой пробы, так называемое «польское», для более зажиточных украшения выполнялись из серебра высокой пробы с позолотой, знать заказывала ювелирные изделия из чистого золота. Красота изделия зависела не только от качества материала и драгоценности камней, но и от искусства мастера, способного вдохнуть жизнь в свое творение. Старые мастера удовлетворяли запросы близких людей, односельчан, они видели и знали своих заказчиков - невесту, для которой делалось свадебное украшение, которую надо было «оберечь от злых духов», поскольку от неё зависело будущее рода, его продолжение; либо нарядно одетую женщину -хозяйку и хранительницу очага в доме. Он знал, что вещи, сделанные его руками, будут передаваться от поколения к поколению - от матери к дочери , от отца к сыну - и вместе с ценностями рода перейдет и имя автора-исполнителя. Для мастера не существовали главные и второстепенные детали и украшения. Так, в некоторых женских украшениях даже невидимые зрителю детали покрывались тончайшими узорами. «Бог видит все и отовсюду», - говорили старые мастера. По их убеждению, облегчить себе работу значило погрешить не против заказчика, а против своего мастерства и его святых покровителей. Мастера не заботили затраченное время или расходы материалов, для него важнее всего было его имя, признание его таланта, мастерства, а заказчики, в свою очередь, безмерно почитали его и ничего для него не жалели.
Изделия бурятских мастеров надо рассматривать на фоне национального костюма, воспринимая все как единое целое.
Девичьи украшения
Девичьи украшения были довольно скромными - серебряные сережки в форме кольца (гариха) диаметром 8-12 см, колечки, которые носили на указательном и безымянном пальцах (от 2 до 4), серебряный перстень, иногда со вставкой из коралла. Носить кольца на среднем пальце считалось нежелательным, особенно если у девушки был старший брат. Носили серебряные гладкие браслеты, а также с коралловыми вставками, хотя богатые использовали бирюзу и лазурит. Коралл по стоимости был дешевле, чем бирюза или малахит, еще дешевле стоил янтарь (хуба) красного и желтого цветов. После революции янтарные украшения были самыми распространенными; из него делали колечки, сережки, но чаще всего носили янтарные ожерелья. Девушки могли носить на широкой шелковой ленте нагрудные украшения гуу - серебряные медальоны.
Большое внимание уделялось украшению девичьей косы. Если
она собиралась на наадан («игрища»), к косе сверху вниз прикреплялись серебряные монеты: сначала 5 - 6 монет достоинством в 100 мунгэ (копеек), диаметром примерно 12 см, затем - 4 - 5 монет стоимостью 50 мунгэ, диаметром 8 см, а ещё ниже - долларовая монета - яншаа достоинством 100 мунгэ.
Яншаа привозили из Монголии, на лицевой стороне была изображена птица Гарууда. Вместо яншаа в последние предреволюционные годы использовали монеты достоинством в 100 мунгэ отечественного производства с изображением царя Николая. Монеты к косе привязывали тоненькими ремешками (тамhан) из кожи косули. Также вплетали косоплетку (искусственную косу) из шелковой крученой нити черного цвета-гогшоо. Украшение косы было сложным делом, поэтому девушка прибегала к помощи матери, сестры, тети. В обычное время в косу, удлиняя её, полагалось вплетать только косоплетку.
Женские украшения
Женские украшения подразделяются на несколько групп.
Среди них были повседневные, которые не снимались даже при выполнении домашней работы - кольца, амулеты, браслеты. Были и нарядные, которые одевали только с праздничным костюмом.
Полный комплект женских украшений почти у всех народов представлен в праздничных и свадебных нарядах..
Для буряток к свадьбе готовили приданое, в том числе и полный комплект украшений. Основным материалом для поделок служило серебро, в большом количестве использовали кораллы (маржаан), янтарь (хуба), малахит (номин) и бирюзу (оюн). В украшениях иркутских буряток, наряду с этими камнями, использовали перламутр (эржин, эрзин) - в виде круглых пластинок или пуговиц.
Средний вес полного женского комплекта бурятки составлял 4 -5 кг.
Ювелирные украшения женских комплектов были выполнены в разной технике. Самой распространенной была техника чеканки, филиграни. Мастеров, работающих в этой технике, называли шаблаад хэдэг дархан. Филигрань могла быть накладной и ажурной.
При накладной филиграни серебро вытягивалась в тонкую ровную проволоку, а затем на нее насекалась украшаемая основа в виде всевозможных узоров. При ажурной филиграни основы не было, рисунок в виде завитков и спирали скреплялся между собой в местах соединения или по краям общей композиции. Украшения изделий вставками из разных камней называется инкрустацией.
Головные украшения
Основным головным украшением является даруулга, или коралловый венок. Основа в виде берестяного обруча, слегка расширяющаяся по верхнему краю, приподнятая на лицевой стороне, обтягивается материей, чаще всего темно-синего цвета. На неё нашиваются в три ряда полудрагоценные камни - кораллы, янтарь, лазурит, изредка встречается белый камень. В центре среднего ряда пришивается самый крупный камень, слева и справа от него располагаются другие, по убывающей величине. Каждый третий камень при этом выделяется либо цветом, либо размером. Камни верхнего и нижнего рядов одинаковы по размерам.
Даруулга закаменских бурят представлял собой узкую кожаную ленту, обшитую черным бархатом, на которую нашивались
коралловые бусины или снизки мелких коралловых бусин тремя рядами гирлянд свисали по обе стороны, обрамляя лоб.
Своеобразным украшением является юбун - налобное украшение из серебра или посеребренной пластины, лопатообразной вытянутой формы. Носили его взрослые девушки на выданье в возрасте 15-16 лет. После замужества молодая женщина могла носить юбун до рождения первого ребенка. Юбун прикреплялись к косичкам на висках (hаншаг) и на макушке (саажа). Встречалось у бурят Прибайкалья, Баргузинских бурят.
В селе Алцаг Джидинского района сохранились полные комплекты головных и накосно-височных украшений, выполненные известным мастером Доржи Чагдуровым. Это целые композиции из коралловых снизок, серебряных подвесок, медальонов - гуу.
Ушные украшения
Серьги - украшение, которые носят женщины всех народов, национальностей, возрастов. Небольшие сережки, кольца, браслеты женщины носили ежедневно, их не снимали даже при выполнении домашней работы. Нарядные украшения делались из дорогостоящих материалов: золота, серебра, украшались вставками из кораллов, лазурита, малахита. Крупные по размерам, тяжелые по весу украшения надевались только по торжественным событиям. Как пишет И.И. Соктоева, «почти для всех бурятских украшений характерна укрупненность объемов и орнаментации. Имело место и социальное расслоение общества, когда наличие богато отделанных украшений выделяло богатых и знатных: в обычаях старины все должно было быть на виду и напоказ».
Среди всех вариантов особо выделялись серьги, сделанные
закаменскими мастерами. С именем первой женщины-чеканщицы Бурятии Долгор Логиновой связано представление о продолговатых серьгах с длинными тонкими цепочками, завершающимися на нижних концах колокольчиками. Серьги состояли из двух частей: верхняя оформлена в виде цветка, на тыльной стороне припаян длинный крючок для вдевания в отверстие мочки. Верхняя часть на шарнирах соединяется с нижней основой круглого диска, к которой припаивались круглые колечки - ушки. От них вниз свисали 5 или 7 цепочек с колокольчиками. У закаменского мастера Лубсана Тубшинова концы цепочек завершались серебряными шариками в форме зерен. Нарядные, в то же время строгие по своим пропорциям, композиционно завершенные, они не оставляют равнодушной ни одну женщину и в наши дни.
Височно-нагрудные украшения
К височно-нагрудным украшениям относятся подвески, которые пришиваются к головным уборам в области виска и свисают на грудь, прикрывая лицо, шею и грудь с обеих сторон. На уровне мочек ушей нередко закреплялись круглые орнаментированные бляхи, от которых тянулись несколько снизок коралловых бус, концы снизок завершались мелкими монетами.
hиихэ - подвеска. Основа украшения - массивное литое кольцо ээмэг (диаметр сечения 10-12 см). Множество цепочек, снизок бус, удлиняло украшение до 70-75 см. Таким образом, весь перед одежды был нарядно убран.
hиихэ-хонхо - разновидность украшения. Встречается в Кяхтинском, Селенгинском, Закаменском, Джидинском районах. Основа его - кольцо диаметром 8 см, но более легкое, внутреннее пространство его заполнено ажуром завитков, напоминающих растительных орнамент. К нему припаивали пластину с фигурными краями, филигранью, вставками коралла, эмали, малахита. Эту разновидность отличало своеобразное ожерелье с колокольчиками - хонхо. Хонхо состояло из трех пластин, две небольших соединялись цепочками с третьей, более крупной. На
коротких цепочках к ним подвешивались колокольчики.
hиихэ - моор, характерен для кудинских бурят. У эхиритских - ожерелья с серебряными кругами -дисками свисали до уровня пояса, бусы и монеты прикрывали главным образом грудь. Основа украшения - круглая пластина - диаметр 5-6 см с резным орнаментом, представляющая сердцевидную фигуру. От него шли свободно спускающиеся коралловые снизки - 9-10 шт., перехваченных одной-двумя металлическими (кожаными) перемычками.
сэртэбшэ - эта разновидность височно-нагрудного украшения бытовала только у баргузинских бурят. Она состояла из кольца (диаметр 8 см) с уплощенной боковой (лицевой) частью, которая покрывалась чеканным узором, Украшение сэртэбшэ узкой и длинной замкнутой снизкой кораллов опускалось чуть ниже уровня плеч на грудь (длина 22-24 см).
hабига - длинная (50 см) подвеска, составленная из пучка мелких коралловых бусин, закрепляемая к основаниям височных кос девушек или к головному убору. Снизки заканчиваются мелкими монетами.
Нагрудные украшения
Нагрудное украшение хоолопши состоит из 5 блях, постепенно утяжеляясь книзу, где находится самая крупная из них, необычного очертания. Центральный круг окаймлен зубцами, между четырьмя крупными видны 4 более мелких, те и другие расположены крест накрест, вписываясь в квадрат с чуть выгнутыми сторонами. Здесь встречается устойчиво повторяющийся мотив совмещенных фигур, которые символизируют солнечный диск и восемь направлений: 4 главных и 4 промежуточных.
Современные хоолопши - серебряная или золотая монета на цепочке, которую дарит сторона жениха во время сватовства.
К нагрудным украшениям относятся гуу - ладанки, коробочки из серебра, в которых хранили тексты молитв или культовые реликвии. Гуу имели региональные различия по форме, так в Мухоршибирском районе наиболее излюбленными были круглые,
гладкие гуу, для Закамны характерны полуовальные или квадратные формы, для селенгинских бурят - прямоугольные. В Тунке украшение подобного типа комбинировали с двойным или тройным рядом кораллового ожерелья и называли гуу - хоолобши. Прекрасный образец такого украшения работы тункинского мастера Базара Садаева хранится в фондах Художественного музея им. Сампилова. Ладанки агинских буряток были в основном округлой формы, диаметром 5 - 8 см. Некоторые изделия имели овальную и прямоугольную формы. Лицевая сторона покрывалась чеканным или гравированным узором, основные сюжеты рисунка были связаны с буддисткой символикой.
Гуу носили на шелковых хадаках, шнурках или полосках ткани, некоторые носили на серебряных цепочках. Оно было обязательным нагрудным украшением женщин.
Накосные украшения
Накосные украшения характеризовали возраст женщины и определялись прической. С достижением периода зрелости (15-16 лет) девушкам изготавливали украшения - саажа, которые носили, прикрепив к косе, спущенной по спине. Саажа - спинно-накосное украшение, его носили девушки на выданье с нарядным костюмом и на свадебном наряде. Саажа было трех видов: шураг саажа - составлено из коралловых бус; тумэр саажа - из серебряных пластинок с закрепленными на них редкими бусиками; уhэн саажа - из шелковых нитей черного цвета.
Украшения закаменских буряток назывались - хонтуулы - серебряные цилиндрические запаянные с одной стороны навершия, которые закреплялись горизонтально к основаниям кос. Поверхность хонтуулов усыпана коралловыми вставками, расположенными симметрично и сконцентрированными вокруг наиболее крупных камней. Хонтуулы бурят западной части Закамны (сёл Санага, Утатуй, Далахай, Мыла, Сагаан-Морин, до Цакира) отличаются крупными размерами по сравнению с
подобным украшением нижних сел - (Хамней, Бургуй, Улекчин, Хуртуга).
Другой вид накосных украшений - боолто - бытует в основном у закаменских бурят. Боолто - полуцилиндрический серебряный чехол для верхней части кос, лицевая поверхность украшена чеканным орнаментом в основном растительного происхождения.
Своеобразным украшением замужних женщин Селенгинского района были футляры для кос шэбэргэл, иногда их носили с украшением туйба. Туйба представляет собой Г-образное металлическое украшение, длинный конец которого (стержень) вставляли в волосы у основания кос и обертывали сверху тесьмой. Видимый короткий конец украшали серебряным, иногда золотым шариком. Украшение туйба бытовало только у забайкальских бурят.
В отличие от других украшений шэбэргэл с туйбой или только одно украшение туйба носили до преклонного возраста.
Наплечные украшения
В комплект украшений молодых женщин и девушек агинских и хори - буряток входило наплечное украшение - мyрэнэй гуу. Его пришивали на плечи халата или женской безрукавки. Это украшение представляет собой круглую серебряную бляху выпуклой формы, изготовленную штамповкой. С трех сторон
бляхи припаивались кольцеобразные серебряные петельки, к которым подвешивали снизки двойных коралловых нитей, с шелковыми кистями на концах. Размеры гуу колебались от 4,5 до 9 см в диаметре.
Боковые украшения
Парное боковое украшение hанжуурга также входило в комплект свадебного украшения. Его носили молодые женщины и девушки. Это набор из нескольких ювелирных предметов, подвешенных к круглому серебряному диску со вставкой коралла в центре (т.н. гарьха). Иногда вместо круглого диска предметы подвешивались на длинных тонких цепочках к фигуре льва. На одном боку висели щипчики для выдергивания заноз, ухочистка (хулхуур, холхибшо),
зубочистка, игольница. В конце XIX - начале XX веков во всех районах Забайкалья и у агинских бурят на цепочке или шелковом шнуре подвешивали небольшой женский нож и огниво. Вся подвеска закреплялась в верхней одежде на уровне пояса, нередко дополнялась шелковыми кистями красного, желтого, зеленого цветов.
Поясные украшения
Буряты носили на поясе утилитарные предметы, которые украшали костюм: расшитый кисет для табака (хаптарга, хабтаhан), ножичек в кожаном футляре. Среди таких украшений игольники
(зуунэй гэр), полые цилиндрики-коробочки. Игольники могли также входить в комплект бокового украшения.
Украшения для рук
Как мужчины, так и женщины носили на руках кольца (бэhэлиг). Кольцо - знак, имеющий свое символическое выражение у всех народов, во всех культурах. Кольцо - круг - диск Солнца, символ благоденствия, дающий богатство. На эмблематическом уровне это знак бессмертия, вечности. Кольцо с камнем обеспечивало защиту в зависимости от свойств камня. Обручальное кольцо - символ, обет супружеской верности, союза. В некоторых случаях кольцо передавали из поколения в поколение, поддерживая энергетику рода. Кроме колец, на руках носили перстни. Мужские перстни (бультуру) обычно выполняли в виде печатки, на которой наносились инициалы владельца. Перстни изготовляли из золота, серебра или сплава, близкого к серебряным. Богатые мужчины носили их по нескольку штук на пальце. Орнамент перстней - рельефно выступающее изображение фигуры лягушки (мэлхы, баха), силуэт какого-либо пресмыкающегося - все это олицетворение земного мира; более поздние перстни - с орнаментами Центральной Азии, Тибета, Индии, Китая, в виде цветка лотоса, в форме завитков, замкнутого узла улзы..
Браслеты - (бутааг, угаабар) носили женщины всех сословий и возрастов. Их можно было носить на обеих руках. Формы браслетов были разными: полукруглые, круглые, плоские, их украшали орнаментами, часто инкрустировали кораллами, малахитом, лазуритом или бирюзой. Повседневно могли носить медные браслеты, считая что они помогают при вывихах, растяжении жил или мышц.
Ношение серег в ушах, колец, браслетов, цепочек имело в древности магическое значение, которое сейчас практически утратилось. Объясняют это следующим: у каждого человека есть душа, жизненная энергия, которая может уйти из тела. Ночью она находится в волосах или под ногтями, поэтому старые люди даже сейчас запрещают ночью стричь ногти, расчесывать голову или стричься. Душа может покинуть тело через выступающие конечности тела - пальцы рук, ног, мочки ушей, глаза, ноздри, рот. Чтобы «закрыть» эти выходы, вдевали в мочки серьги, как бы «замыкали», на пальцы надевали кольца, но так как на все пальцы не наденешь 10 колец, то «замыкали» всю руку браслетом, на шею надевали цепочку - «замыкались» все отверстия на голове. У некоторых народов продевали кольца в носу, в Индии даже на ногах носили браслеты.
Коралл - самый любимый камень бурят. К нам он попадал через Китай и Монголию как предмет торговли кяхтинских и верхнеудинских купцов. Коралл - это морское или водное дерево, обладает сложным символом, включающим в себя символизм дерева и знак водяной бездны. Красному цвету придавалось большое значение в различных обрядах и действиях магического характера. Ещё в глубокой древности раскрашивали красной охрой наскальные рисунки, изделия из кости и камня. Коралл ассоциируется по цветовой символике с огнем, солнцем, кровью - символами жизненной энергии, тепла, очищения.
Своим приглушенным и вместе с тем насыщенно густым тоном кораллы оживляли матово - белую поверхность серебряных изделий, контрастно выделяясь на фоне чеканного и ажурного узора. Они гармонично сочетаются со смуглым цветом кожи и черными волосами бурятских женщин. Коралловые вставки можно увидеть не только на женских, но и на мужских украшениях как в одиночных гнездах - кастах, так и на проволочных стержнях («спенях»), для чего их просверливали насквозь. В верхней части такой коралл завершается цветочной розеткой, например, на дэнзэ (навершиях шапки), на пуговицах. Многие украшения бурят выполнены из золота или декорированы им.
Чрезмерное увлечение золотыми украшениями и изделиями, как говорили старые буряты, «бэендэ хундэ» (т.е. тяжело для тела, духа). Поэтому носили их редко, в особо торжественных случаях. В быту, в будние дни буряты предпочитали носить серебряные изделия.
Серебро считается национальным металлом бурят. Люди с глубокой древности осознавали что серебро и серебряные сосуды, чаши, кубки обладают способностью к стерилизации пищи и напитков. Вся церковная и дацанская утварь, в которых хранили святую воду, была сделана из серебра. Буряты всех районов именно серебряные (белые) монеты бросали на дно родниковых источников, на обоо, на горных перевалах у бариса.
Серебро - металл, наделенный магической функцией, синоним всего светлого, радостного, символ красоты, богатства, здоровья. В течение многих веков у многих народов серебро было, наряду с золотом, монетарным металлом. Цены на серебро и золото постоянно колеблются. Наиболее почитаемо серебро в Индии, на родине буддизма. В Монголии во времена правления Чингисхана серебряные изделия являлись предметом культа, они ценились дороже золота. Со времени превращения золота в монетарный, а затем в валютный металл, серебро значительно обесценилось. Обладая ценным физическим свойством как высокой электропроводностью, серебро стало незаменимым техническим материалом.
В Бурятии серебро добывали во многих местах. Об этом свидетельствуют многочисленные топонимы, например река, Мунгут в Хоринском районе, в Оке, Тунке, Закамне. В селе Санага Закаменского района есть местность Мyнгэн Добо («Серебряный Холм»). Когда-то в древние времена здесь добывали серебро местные дарханы-чеканщики. С приходом буддизма в Бурятию в 1832 году тут был построен Санагинский дацан и добычу серебра в этом месте запретили. В бурятском героическом эпосе «Гэсэр» слово «серебро», «серебряный» встречается более 200 раз. Применение серебра в эпосе приобретает эстетический характер: дворцы, стены, полы, столы, шлемы, коновязи, оружие, предметы конской упряжи, мужские и женские украшения выполнены из серебра или украшены им.
1909